Мир является великой иерархией идейных существ, идейным организмом, и в этом постижении софийности «мертвого» мира лежит заслуга оккультизма [Под оккультизмом я разумею здесь не столько современный, школьный оккультизм, воспитываемый особой тренировкой, но общую природную способность человека проникать за кору явлений, особенно свойственную народам в ранние
эпохи развития и отразившуюся в сказке, эпосе, фольклоре, верованиях и «суевериях».], сближающая его с ««поэтическим восприятием» природы вообще.
Неточные совпадения
Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства и началась новая
эпоха —
эпоха отрочества; но так как воспоминания о Наталье Савишне, которую я больше не видал и которая имела такое сильное и благое влияние на мое направление и
развитие чувствительности, принадлежат к первой
эпохе, скажу еще несколько слов о ней и ее смерти.
Потрясающее
развитие техники, как автономной сферы, ведет к самому основному явлению нашей
эпохи: к переходу от жизни органической к жизни организованной.
Это была
эпоха мистических течений, масонских лож, интерконфессионального христианства, Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний, Отечественной войны, декабристов, Пушкина и
развития русской поэзии,
эпоха русского универсализма, который имел такое определяющее значение для русской духовной культуры XIX в.
Баадер.] но в нашу умственную
эпоху она требует серьезного обоснования и
развития.
Ныне мы вступаем в
эпоху мирового религиозного кризиса, и
развитие религиозного сознания может продолжиться лишь в связи с положительным обращением к истории и земле.
— Прогресс?.. — повторил он. — Прогресс теперь дело спорное. Мы знаем только то, что каждая
эпоха служит
развитием до крайних пределов известных идей, которые вначале пробиваются болезненно, а потом заражают весь воздух.
Этот-то голос раскаяния и страстного желания совершенства и был главным новым душевным ощущением в ту
эпоху моего
развития, и он-то положил новые начала моему взгляду на себя, на людей и на мир божий.
Пять лет в
развитии девушки — огромная
эпоха; задумчивая, скрытно пламенная, Любонька в эти пять лет стала чувствовать и понимать такие вещи, о которых добрые люди часто не догадываются до гробовой доски; она иногда боялась своих мыслей, упрекала себя за свое
развитие — но не усыпила деятельности своего духа.
В самом деле, самобытный характер XIX века обозначился с первых лет его. Он начался полным
развитием наполеоновской
эпохи; его встретили песнопения Гёте и Шиллера, могучая мысль Канта и Фихте. Полный памяти о событиях десяти последних лет, полный предчувствий и вопросов, он не мог шутить, как его предшественник. Шиллер в колыбельной песне ему напоминал трагическую судьбу его.
В
эпоху судорожного боя начáл, кровавой распри, дикого расторжения вдохновенный мыслитель провозгласил основою философии примирение противоположностей; он не отталкивал враждующих: он в борьбе их постигнул процесс жизни и
развития.
В
развитии народов и всего человечества — сами принципы, признаваемые главнейшими двигателями истории, зависят, несомненно, от того, в каком положении находятся, в ту или другую
эпоху, человеческие познания о мире.
При этом нужно еще, чтобы
эпоха, из которой взят роман, представлена была совершенно верно, чтобы угадан был самый дух событий, чтобы автор судил своих героев не по понятиям своего века, а по их времени, чтобы он смотрел их глазами, жил их жизнью, рассуждал сообразно с их умственным
развитием и чтобы на ту же точку зрения умел поставить и своих читателей.
Религия, связь человека с божеством, имеет для него значение не связи двух миров, но выражает лишь определенную стадию
развития духа [Сродным интеллектуализмом был заражен уже Фихте, и притом не только в ранний период («спора об атеизме»), но и в поздний,
эпохи «Anweisung zum seligen Leben» 1806 года.
Теперешний человек соответствует настоящей стадии в
развитии земли; предыдущие ступени его существования духовно и физически отличаются от теперешней, и еще более надо это же сказать про последующие мировые
эпохи: человек есть только звено, его не было и он должен быть преодолен; эволюция ведет не к сверхчеловеку, но от человека и за человека.
Париж уже не давал мне, особенно как газетному сотруднику, столько же нового и захватывающего. Да и мне самому для моего личного
развития, как человеку моей
эпохи и писателю, хотелось войти гораздо серьезнее и полнее в жизнь английской"столицы мира", в литературное, мыслительное и общественно-политическое движение этой своеобразной жизни.
Все это я говорю затем, чтобы показать необходимость объективнее относиться к тогдашней жизни. С 60-х годов выработался один как бы обязательный тон, когда говорят о николаевском времени, об
эпохе крепостного права. Но ведь если так прямолинейно освещать минувшие периоды культурного
развития, то всю греко-римскую цивилизацию надо похерить потому только, что она держалась за рабство.
Гносеология критическая, как и рационалистическая и эмпирическая, есть лишь гносеология, соответствующая одному из состояний человека, одной из мировых
эпох [Тысячу раз прав оккультизм, когда допускает
развитие высших духовных органов ведения, соответствующих высшему
развитию духовности.
Застенок Ивановского монастыря, служивший тюрьмой Салтыковой, разобран вместе с церковью только в 1860 году. Провидение, видимо, не хотело, чтобы к великому в истории России и незабвенному для русского народа 1861 году оставался этот исторический памятник злоупотреблений помещичьей власти в
эпоху высшего
развития крепостничества.
Творческая
эпоха должна создать новое, творческое учение о человеке, о мире и его
развитии.
Основная марксистская истина, которую провозглашали первые русские марксисты в своих боях с народниками, та истина, что России предстоит еще пройти через
эпоху капиталистического промышленного
развития, что буржуазии предстоит еще у нас политически и экономически прогрессивная роль, что не может быть скачка в социалистическое царство из во всех отношениях отсталого старого русского царства, была основательно забыта социал-демократами еще в 1905 году.